Фрагменты Луангпрабанга в Лаосе
06.05.2013
В Луангпрабанг я ехал из Ханоя на автобусе. Автобус едет долго, практически сутки: рано утром вас заберут из отеля или от турагентства, привезут через пробки на дальний вокзал, откуда отправляются международные рейсы, и поздно вечером высадят на конечной остановке. Билет стоит на вокзале 850 000 донгов (≈40,5 $), в городе, естественно, дороже. Диапазон отмеченной жадности: от 924 тыс. до 1,05 млн. В Таиланде и Камбодже, например, цены на билеты у всех одинаковые с одинаковой минимальной наценкой. Но вьетнамцы жадные, не могут договориться даже между собой, тем более с туристами.
Не рекомендовал бы выбирать этот вариант передвижения тем, кто не переносит монотонную езду по серпантинам — по пути может и укачать; затяжные подъемы и спуски с перепадами высот в сотни метров для некоторых попутчиков не прошли бесследно. Однако длительность и невысокий комфорт поездки с лихвой компенсируется неимоверными видами заросших по самую макушку гор, крошечных домиков, ютящихся над пропастью на тонких бамбуковых сваях, и фактурных облаков в огромном небе.
По пути можно остановиться на день в городке Phonsavan (Понсаван) в провинции Xieng Khouang (на автостанциях нужно искать именно это написание), чтобы передохнуть и посмотреть знаменитую Долину кувшинов. Сами кувшины можно посмотреть и в музеях, например, в столичном историческом они есть. Но вживую, наверное, они впечатляют больше. Я же не стал здесь задерживаться, видимо, очень хотелось поскорее уехать от Вьетнама как можно дальше.
Итак, поздно вечером я вышел на автовокзале Луангпрабанга, вокруг было темно, звездное небо и один жадный тукер, который не хотел соглашаться на разумную цену. Но у меня был GPS-навигатор, а у моих британских попутчиков — Lonely Planet с адресами отелей и хостелов, так что тукер уехал ни с чем, а мы пошли пешком. Я пару раз пытался срезать, но ребята, цитируя путеводитель, где говорилось о злобных нападающих на туристов собаках (в чем я позже успел убедиться), удержали меня от глупости пройтись темными переулками. Шли не очень долго, только немного задержал ливень, который мы переждали под навесами кстати подвернувшегося рынка. Так или иначе, этот долгий день закончился, очень хотелось лечь в нормальную кровать и выспаться.
Луангпрабанг, бывшая столица королевства, насчитывает много памятников (в основном храмы, конечно же) и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Одним из наиболее зрелищных является не здание, а церемония подаяния монахам, которая проходит рано утром на главной улице у подножия горы Phousi (Пуси). Но я все проспал. Тем не менее, в старой части города концентрация храмов настолько велика, что не встретить монаха практически невозможно.
В Лаосе и без Пол Пота хватило войн и разрушений, потому старых машин практически нет. И это не женский пикап, а вполне себе брутально-мужской (в Азии по-другому относятся к цветам).
Остаток колониального прошлого в отличном состоянии.
МАФ у дороги.
Тукеры все тайского типа.
В ЮВА очень разнообразно ездят на мотобайках, перевозят всякое и по-разному, но вот водителя с зонтиком вижу впервые.
Мост через Nam Khan (Нам Кан), приток Меконга. Мост частный, пройти в одну сторону стоит полдоллара.
У подножия горы Пуси за доллар можно отпустить птичку, получив плюсик в карму.
Справа от лестницы на вершину находится храм Pa Huak. Он знаменит сохранившимися фресками.
Виды с вершины открываются прекрасные во все стороны.
Здесь же хранятся остатки советской зенитной установки, участвовавшей в боях на стороне правящего режима.
Пусть к следу Будды.
В Лаосе очень большие территории остаются недоступными из-за огромного количества мин, неразорвавшихся снарядов и авиабомб. Несколько иностранных организаций занимаются разминированием. Лаосцы используют фрагменты боеприпасов в быту: клумбы, вывески баров, элементы заборов.
Животное за мной ходило по пятам.
Вечерами на главной улице Sisavangvong Road устраивают рынок, где продают различные сувениры (от футболок и разноцветных зонтиков до поддельных французских пиастров), разнообразную еду на любой вкус (все самое лучшее в переулках у королевского дворца).
Изо всех сувениров бросилась в глаза монета с надписью Indochine Francaise Piastre de commerce 1890. К сожалению, это подделка, но если не переплачивать, вполне симпатичный подарок. Опознать подделку легко по году и указанному весу. Дело в том, что настоящие пиастры до 1895 года весили 27,215 г. Вообще, пиастры были в ходу с 1885 по 1952 год, во времена Индокитая, пока входившие в это образование страны не начали вводить собственные деньги (Вьетнам — донги, Камбоджа — риели, Лаос — кипы). Кстати, эти пиастры были одной из последних валют, которые соответствовали серебрянному стандарту (именно поэтому они делались из серебра). Диаметр 38 мм.
Ссылки
Що ще подивитися
Фрагменты Вьентьяна, лаосской столицы